MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
четверг,  22 июня

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


20.04.17

Геннадий Кудий, Роспечать: Экологический сбор для печати ввели бездарно и кулуарно

2017 год, объявленный в России годом экологии, принес печатным СМИ неприятный сюрприз

2017 год, объявленный в России годом экологии, принес печатным СМИ неприятный сюрприз — экологический сбор, который в отрасли называют не иначе как новым налогом. Участники рынка еще даже не успели толком разобраться в вопросе, как уже наступил час икс — 15 апреля, дата, до которой сбор должен был быть уплачен.

Кто по новому закону должен уплачивать экологический сбор, что будет с теми, кто не сделал этого вовремя, и как отразится закон на отрасли? Все эти вопросы PlanetaSMI.RU задала заместителю начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадию Кудию.

— Геннадий Николаевич, недавно в российском законодательстве появился новый термин — «экологический сбор». Что это за инициатива, откуда она появилась?

— Термин «экологический сбор» появился еще в 2015 году: тогда Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Вся нормативная документация о порядке и особенностях уплаты сбора была выпущена годом позже, а весной 2016 года в ходе ежегодной прямой линии с гражданами, президент России В.В.Путин заявил, что, несмотря на экономические сложности, с 2017 года будет введен отложенный на три года экологический сбор. В результате, в апреле прошлого года были утверждены ставки экосбора, а в августе — форма для расчета суммы. Уплатить сбор в бюджет организации должны были до 15 апреля 2017 года.

— И чем введение сбора грозит печатному рынку?

— Издателям и полиграфистам Федеральный закон N458-ФЗ создал дополнительные проблемы. Экологический сбор — это, по сути дела, еще один налог на реальное товарное производство. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 №1886-р, уплачивать его должны производители и импортеры бытовой техники, одежды, разнообразной упаковки, канцелярии, нижнего белья, ковров, стекла, электротоваров... Всего в перечне «товаров, подлежащих утилизации» 36 групп, в том числе под №36 значатся «Услуги по изданию газет», а под №13 «Изделия из бумаги и картона прочие». В обоих случаях ставка экологического сбора за 1 тонну пока установлена в размере 2 378 руб. Проще говоря, на величину этой ставки увеличивается цена одной тонны бумаги для издателей и полиграфистов (примерно на 8-10%), которая и так стоит недешево.
К сожалению, эта законодательная инициатива, равно как соответствующие постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, появлялись на свет не очень публично, во всяком случае, ни Роспечать, ни Минкомсвязи России их не согласовывали, потому что к нам они не поступали. Таким образом, по факту издатели, полиграфисты и распространители оказались просто поставленными перед необходимостью уплаты этого сбора, причем по непонятным правилам. Как выяснилось, его хотят брать и с производителей бумаги, и с полиграфистов, и с издателей, и с распространителей, т.е. в четырехкратном размере.

— Выходит, что и так немалая стоимость производства периодических печатных СМИ вновь увечится. А все ли обязаны платить экосбор — исключений не предусмотрено?

— Исключения есть: не платить его смогут те компании, которые в полном объеме утилизируют свой товар после утраты им потребительских свойств. Утилизировать отходы компании могут самостоятельно, через уполномоченную организацию на договорной основе, или став членом Союза производителей/импортеров, которому тоже разрешено заниматься сбором и утилизацией отходов. Как фактически реализовать эти возможности, пока неясно, поскольку нормативная база подготовлена еще не вся, а в нашем случае это сделать вообще невозможно. Мягко говоря, трудно представить, что кто-то из издателей или уполномоченная им организация начнут собирать для утилизации свои газеты после их прочтения даже в масштабах одного района.
И самое главное: скажите, какой такой вред для экологии наносит старая газета, которую либо сдают в макулатуру, либо сжигают, либо если даже просто выбрасывают, то она безболезненно гниет? Кто-либо видел у нас горы валяющихся неиспользованных газет? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что выброшенная газета попросту разлагается после одного-двух дождиков и превращается в почву, заметьте, без всякого вреда для экологии. Так что последний в перечне «товаров, подлежащих утилизации» №36, видимо, не случаен — похоже долго думали, чего бы еще притянуть за уши под уплату экологического сбора. Тем не менее, обязанность уплачивать налог и сдавать отчетность, уже установлена.
Добавлю, что не уплатившие сбор компании должны получить от Росприроднадзора требование о добровольном погашении задолженности. И если в течение 30 календарных дней со дня его получения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не погасит долг перед бюджетом, Росприроднадзор взыщет его в судебном порядке, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.2015 №1073.

— Более чем смущают указанные в Распоряжении Правительства №1886-р формулировки. Почему в пункте №36 только услуги по изданию газет? А как же журналы, книги и прочая печать?.. Или они входят в пункт №13 как «изделия из бумаги...»? Прокомментируйте, пожалуйста.

— Я же говорю, составители долго думали. Допускаю, что книги постеснялись включить в этот «замечательный» список, а о журналах либо просто забыли, либо даже не знали об их существовании. Что, кстати, не мешает подтянуть их в список плательщиков сбора, мотивируя это тем же пунктом №13 — изделий из бумаги, как известно, много...

— Честно говоря, понятие «утилизация» в отношении печатных СМИ не совсем понятно, ведь их основная масса сразу действительно перерабатывается в макулатуру...

— Совершенно верно, и я отчасти уже говорил об этом выше. Из макулатуры преимущественно делают промышленный картон, который где только не используют. В общем, пункт №13 широк, а бумага, как долгоиграющий поставщик экологического сбора, таким образом превращается просто в золотую жилу. А если серьезно, то здесь наблюдается явный перебор и перекос в понятиях, причем отовсюду торчат большие фискальные уши, поживу для которых создали бездарно и кулуарно.
Повторюсь, газета — не пластик, и она быстро разлагается без всяких последствий для экологии. Поэтому, на наш взгляд, необходимо обязательно вернуться к этой проблеме, рассмотреть и доказать, что такой сбор для газет не нужен вообще, тем более сегодня, когда они и так находятся в крайне сложном экономическом положении. Ну, разве что в качестве последнего гвоздя в крышку их гроба!...

— Если экологический сбор действительно так больно ударит по издательскому рынку, почему издатели до сих пор не бьют в колокола?

— Начинают, так как раньше они об этом либо не знали, либо просто не придавали значения проблеме. И это очень большой вопрос для всей нашей индустрии, особенно деловых СМИ, которые уполномочены такими вещами заниматься априори. А тут — закон появился в 2015 году, более полудесятка постановлений и распоряжений Правительства в 2016-м, и ни гу-гу. Получается, что о себе, о своих же интересах мы попросту не заботимся! А кто будет это делать? Можно, конечно, опять перевести стрелки на чиновников, тем более что и мы здесь проморгали ситуацию. Но ведь нам даже наводку никто до самого последнего времени не дал!

— Какие коррективы, на ваш взгляд, необходимо внести в базовый документ с тем, чтобы его положения не оказали пагубного влияния на отрасль печатных СМИ?

— Здесь все достаточно просто, но только с точки зрения элементарной логики. Коль скоро группы товаров, облагаемых экологическим сбором, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р, то, прежде всего, надо добиваться исключения из него товарной группы №36 «Услуги по изданию газет», а заодно подкорректировать правила начисления экологического сбора по группе №13 «Изделия из бумаги и картона прочие» так, чтобы их нельзя было использовать применительно к газетам, журналам и книгам. Одновременно, не вредно будет повнимательнее посмотреть на базовый закон №458-ФЗ. Возможно, там уже есть какие-то зацепки, позволяющие реализовать выше предложенные меры, например, как избыточные.

Евгения Трушина, PlanetaSMI.RU

 

Добавить комментарий

Введите код:    
   
Ваше имя:
Комментарий:
 

Новости за 20.04.17

Всего публикаций - 23




Госдума приняла законопроект об онлайн-кинотеатрах в основном чтении
Документ обязывает аудио-видеосервисы регистрироваться в реестре Роскомнадзора



Nestle обогнал Procter & Gamble
по закупкам рекламы на ТВ



Аудитория выставки «Дизайн и Реклама» узнала,
какие условия важны для создания мемов



Четвёртый раз в будущее:
Alfa Future People представляет обновлённую концепцию фестиваля



Группа LOUNA представляет концертный видеоклип на песню «Громче и злей!»
Режиссёром видео выступил Алексей Махов



Sberbank CIB: читатели газет и журналов почти полностью ушли
в онлайн



АКМР объявила победителей Всероссийского конкурса
«Лучшее корпоративное медиа – 2017»



Геннадий Кудий, Роспечать: Экологический сбор для печати ввели бездарно и кулуарно
2017 год, объявленный в России годом экологии, принес печатным СМИ неприятный сюрприз



Tatler и ЦУМ во второй раз собрали самую перспективную молодежь
современной Москвы на вечеринке Tatler Teen Party



МАП на конференции АРПП в Сербии,
где были анонсированы новые проекты агентства для издателей

Доля пользователей интернета в России достигла 71% населения страны
Наибольший прирост показывает количество пользователей интернета с мобильных устройств



Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых цитируемых медиаресурсов финансовой отрасли
за I квартал 2017 год



НМГ объединит редакции РЕН ТВ, «Известий» и Пятого канала
Центр будет создавать контент для нескольких СМИ



Новый телеканал Spike HD стал доступен абонентам «Триколор ТВ»,
которые смогут смотреть лучшие мировые телесериалы, кинофильмы и документальные реалити-шоу



Королевы красоты на Пятом
Михаил Боярский узнал, как создавалась «красота по-советски».



Телевидение сверхвысокой четкости
впервые стало доступно на всей территории России



Один год вещания «Радио Дача - Анапа»
Охват населения – 99,8 тыс. человек, частота вещания – 95,5 FM.



«Триколор ТВ» встретит Год экологии новым проектом —
«Скворечник для моей школы»



«Городской фокус» на Радио ENERGY
Радиостанция представляет специальный проект «Городской фокус»



Оборот розничной торговли в России в марте сократился на 0,4% -
до 2,35 трлн рублей



НИЦ «Черкизово» становится членом Ассоциации аналитических центров
В ассоциацию входит более 130 членов



Росбанк усилил команду
по работе с малым бизнесом и предпринимателями




Loading...
E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


Rambler's Top100
© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.