MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
суббота,  18 августа

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Ссылки по теме

13.10.08
«Курьер печати» на XV семинаре АРПП
Рынок печатных СМИ России: тенденции, новые технологии, договорные отношения

23.04.08
Журнал «Курьер печати» будет выпускаться в рамках издательского дома «Отраслевые ведомости»
Начиная с апреля 2008 года журнал «Курьер печати» выходит в рамках ИД «Отраслевые ведомости»

17.04.08
Журналисту нельзя расслабляться (1)
Интервью с Александром Горбенко, гендиректором «Российской газеты», президентом ГИПП

05.04.07
Журналист «продажен» в рамках своих служебных обязанностей
Ответы на наиболее актуальные вопросы, заданные в ходе пресс-центра, организованного СМИ.Ru, главного редактора журнала «Курьер печати» Евгении ТРУШИНОЙ.

23.03.07
Журнал «Курьер печати» - спонсор выставки-конференции «Издательский бизнес 2007»
Журнал о медиарынке «Курьер печати» является информационным спонсором выставки-конференции «Издательский бизнес/Publishing Expo 2007»

Все новости по теме

Подписка на
новости

О подписке


22.03.05

Рынок печатных СМИ России: анализ проблем и тенденции развития

Медиа-кит: «Курьер печати»

Александр Оськин, председатель правления АРПП

Выступление на конференции «Применение инструментов директ-маркетинга для привлечения подписчиков периодических изданий»

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СМИ

Глобальной проблемой российского рынка СМИ, которая отмечается сегодня всеми экспертами медиарынка, является перепроизводство печатной продукции и как следствие – кризис системы дистрибуции.

В настоящее время в стране зарегистрировано более 45 тысяч периодических печатных изданий, в том числе: 25 800 газет, 16 600 журналов. При сегодняшних темпах роста к 2006 году общее количество зарегистрированных печатных СМИ в России составит приблизительно 47-48 тысяч. Для сравнения: к примеру, в США в настоящее время издаются около 1500 газет, включая местные региональные издания, при этом газетный рынок считается насыщенным. У нас же ежедневно в среднем открывается 10-15 новых изданий. При этом если общий тираж периодики медленно увеличивается, то по отдельным изданиям наблюдается обратная тенденция. Издания поддерживаются «на плаву» искусственно. В результате сложилась ситуация, когда лишь 10-15% издательских проектов являются экономически состоятельными, большинство же дотируется из бюджетов различного уровня или за счет частного капитала. При этом надо признать, что рекламные доходы между издателями распределены крайне неравномерно, а прибыль от продаж не может покрыть издержек на производство и распространение.

Перепроизводство ведет к росту нецивилизованной конкуренции между издателями. Борьба ведется не за читателя «у киоска» за счет контента издания, а за рекламодателя. Постоянно отмечаются нерыночные методы борьбы, такие как демпинг, искажение тиражей, вытеснение конкурентов из сетей распространения и др.

В развитых странах оборот рынка прессы исчисляется многомиллиардными цифрами. В этом смысле в России, хотя в сумме доходы издателей от продаж и от рекламы сопоставимы с оборотами всего рынка периодики, говорить о рынке СМИ как о бизнесе пока преждевременно, так его объем занимает очень незначительную часть в ВВП страны. Поэтому надо исходить не из экономических показателей нашего бизнеса, а его социальной роли и гражданской ответственности перед обществом.

РЫНОК РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Рынок распространения прессы в основном строится из системы розничных продаж и подписки. Эти каналы непосредственно выполняют функции инструментов обеспечения свободы слова в стране и формирования единого информационного пространства. Как система удовлетворения потребностей населения в информации, сеть распространения прессы выступает неотъемлемой частью системы обеспечения информационной безопасности государства.

Прежде всего в этом плане необходимо отметить, что в настоящее время в России существует недостаточное количество розничных точек по продаже прессы. Даже в Москве отставание от европейских норм является весьма ощутимым. Если в Польше, лидирующей по этому показателю, одна розничная точка приходится на 500 жителей, в Германии – на 650-700, в среднем по Европе – это одна точка на 1000 жителей, то в Москве – одна точка уже почти на 3000 человек, а в среднем по России этот показатель еще ниже.
Кроме того, даже это недостаточное число торговых точек не соответствует в большинстве случаев представлениям о современных формах торговли. Только в Москве и Санкт-Петербурге можно говорить о том, что развитие рынка пошло по европейским стандартам. Здесь постоянно растет число точек продажи прессы в супермаркетах, на бензоколонках, в бизнес-центрах и через специализированные магазины прессы. В регионах же по-прежнему большая доля рынка принадлежит мелким лоточникам, ручникам и сохранившимся с советских времен киосковым сетям.

Необходимо отметить большую положительную роль правительства Москвы и федеральных органов, регулирующих отношения в сфере СМИ, которые на начальном этапе зарождения рынка прессы в России сумели не допустить формирования в Москве монополистских условий игры и обеспечить возможность построения цивилизованного рынка на принципах свободной конкуренции. Безусловно, и в столице есть определенные трудности работы распространителей, связанные с административными барьерами и ограничениями. Взять, к примеру, вступивший в силу с 1 октября запрет на продажу прессы в метро и в 25-метровой зоне. Но, к чести государственных чиновников, нужно заметить, что и эти проблемы ими решаются в постоянном контакте и диалоге с участниками рынка и отраслевыми общественными организациями, с помощью поиска компромисса, с тем чтобы выйти из положения с минимальными потерями.

Еще один серьезный архаизм российского рынка состоит в том, что работа издателей и распространителей строится на основе договоров купли-продажи. Это означает, что Россия на сегодняшний день является единственной страной мира, где издатель не контролирует свои тиражи, устраняется от рисков за их продвижение на рынке. Договоры комиссии, агентские отношения между издателями и распространителями, широко распространенные в Европе, у нас практически не работают.

Такая политика издателей ведет к снижению рентабельности розницы, а рентабельность оптового звена вообще стала почти стремиться к нулю.
В таких условиях говорить о развитии системы распространения за счет ресурсов самих игроков этого рынка не приходится. Издатели, в отличие от своих европейских коллег, не готовы и не хотят инвестировать средства в существующие сети. Наоборот, издательские дома (в том числе иностранные) создают собственные компании по распространению, что в большинстве развитых стран запрещено на законодательном уровне. Финансируемые издательскими домами сети предлагают демпинговые условия работы, тем самым разоряя «чистых» распространителей. А в дальнейшем владение собственными сетями может быть использовано ими как конкурентное преимущество перед своими конкурентами-издателями.

ПОДПИСКА

Отдельного внимания заслуживает рынок подписки. С помощью этого инструмента пресса доставляется в самые отдаленные уголки России. При этом даже в местностях, где розничной системы продаж прессы вообще не существует, читатели могут получать любое издание из всего ассортимента, представленного в подписных каталогах.

Вместе с тем, проведенным три года назад Ассоциацией распространителей печатной продукции исследованием рынка подписки был выявлен ряд серьезных проблем.
Прежде всего, к ним относятся сроки доставки подписных тиражей. Нами были отмечены отдельные случаи, когда ежедневная газета доставлялась до подписчика через неделю после выпуска.

Кроме того, Россию от других государств отличает то, что стоимость подписки у нас существенно выше розничных цен на издание. Конечная подписная цена складывается из каталожной, которая состоит из отпускной цены издателя, затрат и вознаграждения агентства, а также и стоимости услуг связи (доставки). После дефолта 1998 года напуганные издатели стараются заложить в отпускную цену все возможные риски, связанные с ростом цен на бумагу, производство и т.п. Добавьте к этому высокие тарифы на доставку. В результате цена на подписку становится неоправданно высокой.

Необходимо также отметить, что, несмотря на общий рост тиражей периодических изданий, происходит снижение доли подписных тиражей в пользу розницы, а между тем, в такой огромной по территории стране, как наша, подписка зачастую является единственным возможным способом получения прессы.

Достаточно сопоставить цифры: в США по подписке распространяется 84% тиражей, в России – менее 29%.
Следует отметить, однако, и некоторые наметившиеся в последние три года положительные тенденции в сегменте подписки.
По ряду изданий, благодаря согласованным действиям издателей и операторов рынка, произошло снижение подписных цен на 10-15%.

В России появляются альтернативные подписные агентства и перевозчики, которые пока не могут составить реальной конкуренции крупным структурам, но вместе с тем успешно развиваются, предлагая издателям и подписчикам дополнительные услуги, гибкую систему цен и разумные сроки доставки, тем самым предоставляя своим клиентам возможность выбора.

Положительно оценивается рынком и объединение ФГУПов «Почты России» в единое предприятие. Это должно существенно упростить систему формирования подписных каталогов и сократить сроки доставки тиражей. Следует также подчеркнуть, что в настоящее время проводится совместная работа «Почты России» с другими операторами рынка, издателями, АРПП и другими общественными организациями по выработке единых тарифов на доставку подписных изданий, которые ранее формировались в каждом субъекте России по-разному.

Эта работа должна привести к формированию единой системы ценообразования и снижению стоимости на подписку.

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Поддержка рынка СМИ на государственном уровне необходима. Практически все государства мира уделяют особое внимание рынку СМИ. Однако это не означает необходимости введения государственного регулирования или цензуры. От государства требуется законодательная поддержка экономической(!) независимости СМИ и системы распространения.

Наша Ассоциация выступает с инициативой принятия закона о включении периодической печатной продукции в обязательный ассортимент всей розничной системы торговли (супермаркеты, магазины, аптеки и т.д.). Такие законы приняты и успешно действуют в ряде стран мира (например, в Германии), обеспечивая максимальный доступ читателей к прессе. Это дало бы импульс к развитию розничных сетей распространения прессы, а также способствовало бы возрождению оптового звена дистрибуции прессы.

В большинстве стран мира пресса либо не облагается НДС, либо имеет существенные льготы (Великобритания, Бельгия, Дания, Норвегия, Латвия и многие др., включая страны Африки, Азии и Ближнего востока – 0% НДС. В подавляющем большинстве стран льготный НДС не превышает 10%, в том числе во Франции, Германии, Канаде, Швеции, Голландии, Польше, Швейцарии, Испании и др.). В этой связи нам представляется, что отмена льгот по НДС с 1 января 2005 года в России является антипродуктивным шагом, который затормозит развитие рынка СМИ и негативно скажется на доступе населения к печатному слову. Неминуемое повышение цен на периодику будет означать фактически введение экономической цензуры.

Принципиально важно также решить проблемы облегчения перемещения прессы через границу, исключить двойное налогообложение, таможенные сборы и упростить процедуру списания (возврата) нереализованной печатной продукции.


Источник: информационный бюллетень «Курьер» №10 2005


Медиа-кит издания

Новости за 22.03.05

Всего публикаций - 19




Журнал «ЗА РУЛЕМ» интересен распространителям (1)
Алексей Васин, директор ЗАО КЖИ «За рулем»



Рейтинг ТОП-10 новостей о событиях на российском медиарынке


Итоги совместного заседания правления НП «ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА» и крупнейших дистрибьюторов сетей магазинов самообслуживания
18 марта в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась встреча, посвященная сотрудничеству издателей и распространителей, работающих в сетях магазинов самообслуживания.



Рынок печатных СМИ России: анализ проблем и тенденции развития
Александр Оськин, председатель правления АРПП

Спецпроект. Журнал «Популярные финансы» в майском номере публикует рейтинг предложений по страхованию недвижимости.




Журналы для женщин – этот волнующий мир моды, стиля и красоты (1)


Газете "Саранский курьер" отказано в размещении рекламного плаката


Водка напомнит синий кирпич


Interbrand пришел в Россию




Директ-маркетинг оживил подписной рынок
Конференция «Применение инструментов директ-маркетинга для привлечения подписчиков периодических изданий»

Дагестанские еженедельники признаны нарушившими закон о конкуренции


МЫ ПОБЕДИЛИ!!!
Акция еженедельника «Имеешь право» «НЕТ ПРОИЗВОЛУ НА ПАРКОВКАХ!»



Издатель как распространитель: PRO ET CONTRA
«Курьер» решил поднять вопрос об участии издателей в распространительском бизнесе

Бруньки станут российскими
«Союз-Виктан» купил завод в Подмосковье

Компании L’Oreal отказано в регистрации торговой марки


Приглашаем на конференцию «Маркетинговые услуги 2005»
Can you see the line?

"Учительская газета" и ФГУП "Почта России" проводят Третий всероссийский конкурс "Лучший урок письма"


Конкурс региональной прессы под девизом «Без розни и вражды»
Журнал «Журналистика и медиарынок», Центр этнопроблематики в СМИ и Московское бюро по правам человека проводят в 2005 году творческий конкурс региональной прессы



Агентство PR&M GROUP/г. Краснодар/ для салона швейцарских часов гринвич


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


Rambler's Top100
© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.